19 мар. 2012 г.

Выставка: Двойная перспектива - современное искусство Японии

 
Каждый из нас диктатор, каждый из нас заражен.

«Двойная перспектива: Современное искусство Японии» — выставка, проводимая с 14 марта по 6 мая Московским Музеем Современного Искусства, поделена на две части. Первая находится в филиале ММСИ в Ермолаевском переулке, что около «Маяковской», вторая — на Гоголевском бульваре.


http://expert.ru/data/public/360097/360114/exp_793_077-1_jpg_625x625_q70.jpg

Воскресный культпоход начался с посещения второй части, и статья начнется с рассказа о второй части. Но по неочевидной причине: рассказ выйдет относительно коротким. Более подробную информацию о том, что выставлялось, можно найти на официальном сайте музея, я же поделюсь своими впечатлениями. А впечатления мои однозначны: мне не понравилось. И подобная реакция не столь сильно связана с моим скептическим отношением к современному искусству, точнее, к отсутствию этого самого искусства, сколько с организацией самой выставки. Ясное дело, что раскрыть всю полноту творчества каждого представленного художника, будучи ограниченным квадратными метрами, очень и очень сложно, а сделать срез современного японского искусства хочется, рассказать о нем московской и иностранной публике в Москве. Но разрежьте «Сникерс» пополам и получите большее представление о том, что он из себя представляет, чем узнаете из выставки об искусстве Японии. Вторая часть показалась мне очень и очень разнородной, разнородной в плохом смысле, даже скорее разрозненной. Я, конечно, понимаю, что хипстеры любят солянку во всех её проявлениях, но обычным посетителям за что досталось? Тут тебе и огромная фигура парня в антирадиационном костюме со счетчиком Гейгера на груди, и игрушечный домик размером чуть больше ладони с маленьким экранчиком внутри, по которому крутят какой-то сюрреалистический видеоряд, и куча фотографий вперемешку с картинами, ни одна из которых мне не запомнилась. И, как мне показалось, центр выставки — комната, наполненная мебелью, разноцветными точками по стенам и полу и ультрафиолетом. Любители психоделиков были рады. Я тоже, поскольку это единственное более-менее интересное, что я там увидел, пускай в этой комнате, как и во всем остальном я не обнаружил никакого смысла, но она была приятна и комфортна мне в эстетическом плане. Так. Идем к выходу, в третий раз (первый был в начале, второй раз состоялся между переходами из правого крыла здания в левое) приветствуя взглядом ванну с постоянно капающей в неё водой, звук которой распространяется по всему холлу. 

http://ria.ru/images/59403/57/594035723.jpg

Теперь мы в Ермолаевском. Благодаря иной планировке здания, в котором располагается этот филиал ММСИ (четыре этажа, каждый из которых относительно невелик), организаторам удалось сделать нечто более цельное, чем на Гоголевском, расположив на каждом этаже работы близкие по тематике и ощущениям. Больше всего понравился второй этаж (первый, если говорить только о тех этажах, на которых проходит выставка; кстати, лучше всего начать с пятого, последнего, этажа, поскольку спускаться проще. Да и начать лучше с плохого и закончить хорошим). Так вот, на втором этаже в самом большом зале показывается фильм о диктаторе. Японец с приклеенными усами рассказывает о диктаторстве в двадцать первом веке, о диктаторстве, как о моральном, душевном преступлении каждого отдельно взятого человека, каждого, кто позволяет своему эгоизму резать души других. Что приятно, фильм с субтитрами. Это, как ни странно, редкое явление на выставке, где показываются японские фильмы русскоязычной публике. На остальных этажах опять фотографии и картины, опять я ни одну не запомнил, какие-то странные ролики, в которых люди дерутся, в людей бросаются какими-то предметами, темная комната, в которой только звук, поделки из дерева и прочее, прочее, прочее. Но ощущение целостности грело моё расколотое сердце. И ещё там есть композиции в которых всё-таки есть какой-то смысл. Может, смысла этого на самом деле и больше, но культурные барьеры (не забывайте, что все авторы — японцы) не позволяют распознать какие-то знаки, аллюзии и намеки, которые прятали художники в своих работах. Потому и не удалось в полной мере прочувствовать современную культурную Японию. Но ни в коем случае нельзя говорить о том, что выставка провальная. Нет, это не так. И посетить её стоит. Хотя бы для расширения кругозора, хотя бы для того, чтобы узнать, как японцы видят Гитлера и мальчиков в антирадиационных костюмах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий