
Каждый из нас диктатор, каждый из нас заражен.
«Двойная перспектива: Современное искусство Японии» — выставка, проводимая с 14 марта по 6 мая Московским Музеем Современного Искусства, поделена на две части. Первая находится в филиале ММСИ в Ермолаевском переулке, что около «Маяковской», вторая — на Гоголевском бульваре.
Воскресный культпоход начался с посещения второй
части, и статья начнется с рассказа о второй части. Но по неочевидной
причине: рассказ выйдет относительно коротким. Более подробную
информацию о том, что выставлялось, можно найти на официальном сайте музея, я же
поделюсь своими впечатлениями. А впечатления мои однозначны: мне не
понравилось. И подобная реакция не столь сильно связана с моим
скептическим отношением к современному искусству, точнее, к отсутствию
этого самого искусства, сколько с организацией самой выставки. Ясное
дело, что раскрыть всю полноту творчества каждого представленного
художника, будучи ограниченным квадратными метрами, очень и очень
сложно, а сделать срез современного японского искусства хочется,
рассказать о нем московской и иностранной публике в Москве. Но разрежьте
«Сникерс» пополам и получите большее представление о том, что он из
себя представляет, чем узнаете из выставки об искусстве Японии. Вторая
часть показалась мне очень и очень разнородной, разнородной в плохом
смысле, даже скорее разрозненной. Я, конечно, понимаю, что хипстеры
любят солянку во всех её проявлениях, но обычным посетителям за что
досталось? Тут тебе и огромная фигура парня в антирадиационном костюме
со счетчиком Гейгера на груди, и игрушечный домик размером чуть больше
ладони с маленьким экранчиком внутри, по которому крутят какой-то
сюрреалистический видеоряд, и куча фотографий вперемешку с картинами, ни
одна из которых мне не запомнилась. И, как мне показалось, центр
выставки — комната, наполненная мебелью, разноцветными точками по стенам
и полу и ультрафиолетом. Любители психоделиков были рады. Я тоже,
поскольку это единственное более-менее интересное, что я там увидел,
пускай в этой комнате, как и во всем остальном я не обнаружил никакого
смысла, но она была приятна и комфортна мне в эстетическом плане. Так.
Идем к выходу, в третий раз (первый был в начале, второй раз состоялся
между переходами из правого крыла здания в левое) приветствуя взглядом
ванну с постоянно капающей в неё водой, звук которой распространяется по
всему холлу.
Теперь мы в Ермолаевском. Благодаря иной планировке
здания, в котором располагается этот филиал ММСИ (четыре этажа, каждый
из которых относительно невелик), организаторам удалось сделать нечто
более цельное, чем на Гоголевском, расположив на каждом этаже работы
близкие по тематике и ощущениям. Больше всего понравился второй этаж
(первый, если говорить только о тех этажах, на которых проходит
выставка; кстати, лучше всего начать с пятого, последнего, этажа,
поскольку спускаться проще. Да и начать лучше с плохого и закончить
хорошим). Так вот, на втором этаже в самом большом зале показывается
фильм о диктаторе. Японец с приклеенными усами рассказывает о
диктаторстве в двадцать первом веке, о диктаторстве, как о моральном,
душевном преступлении каждого отдельно взятого человека, каждого, кто
позволяет своему эгоизму резать души других. Что приятно, фильм с
субтитрами. Это, как ни странно, редкое явление на выставке, где
показываются японские фильмы русскоязычной публике. На остальных этажах
опять фотографии и картины, опять я ни одну не запомнил, какие-то
странные ролики, в которых люди дерутся, в людей бросаются какими-то
предметами, темная комната, в которой только звук, поделки из дерева и
прочее, прочее, прочее. Но ощущение целостности грело моё расколотое
сердце. И ещё там есть композиции в которых всё-таки есть какой-то
смысл. Может, смысла этого на самом деле и больше, но культурные барьеры
(не забывайте, что все авторы — японцы) не позволяют распознать
какие-то знаки, аллюзии и намеки, которые прятали художники в своих
работах. Потому и не удалось в полной мере прочувствовать современную
культурную Японию. Но ни в коем случае нельзя говорить о том, что
выставка провальная. Нет, это не так. И посетить её стоит. Хотя бы для
расширения кругозора, хотя бы для того, чтобы узнать, как японцы видят
Гитлера и мальчиков в антирадиационных костюмах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий